С древнейших времен эвены вели кочевой образ жизни: перегоняя стада оленей, они переходили с одного кочевья на другое
10:36 21.06.2025 16+
С древнейших времен эвены вели кочевой образ жизни: перегоняя стада оленей, они переходили с одного кочевья на другое. Поклонялись матери-природе, старались задобрить "хозяев" природы и ее стихии (тайгу море, огонь, воду и т.д.), принося им жертвы, т.е. язычниками были.
По понятиям эвенов, окружающий мир имел жизненные циклы по подобию человека: рождение, рост, расцвет, увядание и смерть. Потому они и устраивали праздники с наступлением каждого времени года: весна, лето, осень и зима.
Так, в конце мая - начале июня (до наступления летнего солнцестояния), сразу после отела оленей, эвены начинали готовиться к одному из самых главных языческих
праздников - Хэбденек.
Хэбденек с давних времен считался у эвенов одним из самых главных языческих праздников. С ним связывалось пробуждение природы после долгой и суровой зимы, с него начинался отсчет нового времени, приход нового солнца, встреча Нового года. По старинному эвенскому календарю Новый год наступал в дни летнего солнцестояния 21 -24 июня.
На Хэбденек в условленное место съезжались оленеводы с ближайших кочевий родовыми семьями. Во главе каждого рода был свой шаман. Устоявшихся традиций по проведению этого праздника не было. Шаман каждого рода проводил его по своему усмотрению, как ему подсказывали духи предков. Обрядовые церемонии длились четыре дня. Считалось, что участники праздника набирались священной силы - мусун от Хозяйки Вселенной и человеческого рода Энинэ-буг и ее помощника - Хэвки (бога).
Но со временем, в связи с социальными преобразованиями в нашем обществе, многие национальные праздники постепенно утрачивали свое значение, о них стали забывать. Предан был забвению и праздник Хэбденек. И только в конце 90-х годов, благодаря инициативе активистов Областной ассоциации малочисленных народов и этнических групп Севера, а также при поддержке Управления культуры Администрации Магаданской области и организационной инициативы Областного Центра народного творчества и досуга, началось возрождение национальных эвенских праздников, таких как Бакылдыдяк, Холиа, Хэбденек.
Возрожденный праздник Хэбденек проводили уже трижды в 1997, 1998 и 2001 годах.
Главный обряд - проводы старого солнца и встречи нового - проводили на специально подготовленном "обрядовом" поле, у двух близко растущих лиственниц. Под каждой из них были сложены дрова для ритуального костра и ветки багульника.
Между этими, ставшими теперь священными, деревьями, была натянута веревка "дэлбургэ"(* По-эвенски дзэтлэ - крыло, отсюда, видимо, название дэлбургэ - (лететь через врата в небо). Перед началом праздника каждый участник - от мала до велика - привязывал на дэлбургэ разноцветные лоскутки материи.
По представлениям эвенов, выбранные деревья означали священных птицу - мать и птицу - отца, а натянутая между ними веревка-дэлбургэ символизировала небесные врата. И смысл ритуала заключался в том, что, привязывая лоскутки, каждый загадывал свои самые заветные желания с надеждой, что они исполнятся в новом году.
Недалеко от обрядового поля бьл установлен старинный эвенский лунный календарь - объемный рисунок человеческого тела с указанием по его частям названий месяцев.
Около календаря возложили чучело водоплавающей птицы. Птица издревле почитаема у эвенов (у оленных - лебедь, у приморских - гагара). И во время камлания родовой
шаман, имитируя голоса птиц, стремился как бы проникнуть в Нижний и Верхний миры. С наступлением полночи старейшина праздника приглашает всех принять участие в ритуале очищения....
Продолжение статьи в следующем посте....
(информация из книги " Эвенские обрядовые праздники"Бакылдыдяк, Холиа, Чайрудяк / Упр. культуры администрации
Магадан. обл., Гос. учреждение культуры "Магадан. обл. центр нар. творчества и досуга" ; ред.-сост. Л. А. Савельева. - 2-е изд. Магадан : Новая полиграфия, 2008 - 67 с.)
#эссомузей #эвенскийновыйгод #АдминистрацияБМО
Оставить сообщение: